Потеря (порча, утрата) любого документа, в том числе и трудовой книжки, – это всегда проблема. Рассмотрим три возможных варианта действий в ситуации утери трудовой книжки.
Потеря произошла по вине работника.
Не стоит думать, что если по каким-то причинам сотрудник потерял трудовую книжку, то можно купить новую и принести ее работодателю. В этом случае работник рискует потерять предыдущий трудовой стаж, который в будущем не будет учтен при начислении пенсии. Информация, занесенная в трудовую книжку, также важна для расчета пособия в связи с беременностью, родами, а также при болезнях.
Алгоритм действий:
– обратиться на нынешнее или предыдущее место работы и написать заявление о выдаче дубликата.
– в течение 15 календарных дней работодатель рассмотрит запрос и выдаст дубликат книжки.
Однако в новом документе работодатель не укажет все предыдущие места работы, а только зафиксирует общий стаж работы. Сведения о наградах в случае потери трудовой не пропадут. Если работник ранее был награжден, то эти сведения также будут внесены. Но вписывать данные в трудовую книжку самому работнику нельзя – эта функция возлагается только на специалиста по кадрам или другое ответственное лицо.
Может работник столкнуться и с такой трудностью. Книжка утеряна, а организация, где он был оформлен в последний раз, ликвидирована. В этом случае нужно обратиться в Пенсионный фонд или в отделение государственного архива.
Потеря трудовой книжки может произойти и по вине работодателя.
Если это произошло по независящим от работодателя причинам (например, наводнение, пожар, кража), то на месте создается специальная комиссия, которая проведет специальное расследование. После будет составлен официальный акт, и работник получит дубликат документа.
Установление факта работы, информации о предыдущих периодах работы у данного работодателя осуществляется комиссией на основании тех документов, которые имеются у самого работника. Это могут быть справки, трудовые договоры, профсоюзный билет, расчетная книжка и др.
Причина потери трудовой книжки в невнимательности и халатности специалиста по кадрам
Если же причина потери трудовой книжки в невнимательности и халатности специалиста по кадрам то алгоритм восстановления такой же, как и в пункте 2. Отличие состоит лишь в том, что в подобных случаях работник может привлечь организацию к административной ответственности. Для этого нужно обратиться в Трудовую инспекцию. Также в этом случае работодатель берет на себя материальные затраты по приобретению нового документа.
Кстати, если после увольнения работодатель умышленно не возвращает Вам трудовую книжку – Вы также можете взыскать с него компенсацию. Подробнее об этом читайте в нашей статье «Что делать, если работодатель не возвращает трудовую книжку?»
Обратите внимание!
При получении дубликата трудовой книжки внимательно проверьте, правильно ли внесены все записи в документ. Чтобы в будущем избежать новых проблемных ситуаций, когда потребуется подтвердить свой трудовой стаж.
Дорогие друзья, если у Вас остались вопросы, Вы можете задать их юристам нашего проекта. Для этого перейдите по ссылке в нашу группу «ВКонтакте» https://vk.com/vselgoty и воспользуйтесь функцией «Сообщения».